Краткое содержание предыдущих рубрик: еще в разработке и представлены далеко не все события
Глава 8
Диего и служанка благополучно возвращаются с прогулки по ночному Парижу. Изабелла вынуждена заплатить по счетам, но к своему удивлению получает от этого удовольствие. Диего оскорблен обращением с собой и решает наказать принцессу. В игре появляется новая фигура – Рафаэль (юноша без ума влюбленный в Антуанетту и как две капли воды похожий на Фердинанда). Изабелла не преминула воспользоваться этим и «приручает» его. Изабелла посещает Лувр. Вечером подвергается нападению разбойников, но отужинав с их лидером - снова свободна и приобрела сувенир.
Глава 7
Принцесса Антуанетта и супруга регента Вивьен находят общие темы для разговора. Вивьен попросила Антуанетту об услуге личного характера. Посол Испании идет на отчаянный шаг – обманом науськивает на карету Изабеллы головорезов Белого Капитана. В Испании Фердинанд выбирает себе невесту. В городке под Сарагосой продолжает свое расследование отец-инквизитор – встреча с подозрительной цыганкой, смерть старухи на его глазах заставляют поверить в неестественность всего происходящего.
Глава 6
Регент отдает распоряжения супруге об отношениях с принцессой. Диего со своей дамой проводят ночь на улицах Парижа и в самых опасных местах, не подвергшись нападению. Истинная причина такого спокойствия на улицах кроется в том, что Белый капитан приказал не беспокоить прохожих этой ночью. В городок возле Сарагосы отправляется инквизитор с целью найти и искоренить ересь. Ему предстоит сложная задача разобраться где заканчивается бред перепуганных крестьян и начинается правда. В ходе ожесточенных боев французским войскам удалось таки выбить испанцев из городка. Но подоспевающие силы Испании не дали им возможности преследовать и уничтожить противника.Генералу Клошперсе был присвоен еще один графский титул. Правда регент и теперь только обещал землю. Фердинанд же был раздосадован поражением и тем фактом, что он вынужден возвращаться в Толедо. Впрочем сообщения о победах на других фронтах немного успокоили его самолюбие и молодой король решил поскорее забыть о досадном происшествии.
Глава 5
Диего преподносит Изабелле испанской цветы, платок и свою любовь. Изабелла смеется над ним. И ради развлечения заключает губительное для него пари. Если Диего Вальенте богато одетый и в сопровождении не менее роскошной дамы проведет ночь на улицах бедняцких кварталов и вернется живым и невредимым вместе с дамой, Изабелла подарит ему ночь любви, если же нет, то погибнет на этих улицах. Диего принимает пари. Французы во Главе с Анибалом решают атаковать оккупированный город. Однако их планам не суждено сбыться – основные силы испанцев близко, и это нивелирует шансы на победу. Антуанетта пробирается в лагерь французов где доказывает свое происхождение и с почетным эскортом отправляется в Париж. Шаресс – цыганка снова свободна и идет в другую сторону, туда куда ведет ее судьба. Английский пират нападает на суда испанских купцов, но оказывается в ловушке. Он и его женщина попадают в плен. Они разделены навечно. Ему предстоит пережить суд в Толедо. Ей же стать портовой девкой.
Глава 4
Диего Вальенте впервые увидев испанскую принцессу понимает, что не найдет покоя пока не познакомится с ней, тем временем его альтерэго Белый капитан организует нападения на улицах Парижа.Во Фландрии продолжается война. Захваченный городок страдает от недостатка припасов, а жители все больше озлобляются. Испанцы отпустили цыганку Шаресс, захваченную ими на дороге, она же немедленно попала в неприятности, но благодаря офицеру испанской армии смогла избежать костра. Цыганка становится одной из сестер милосердия и знакомится с Анутуанеттой. Сама сестра Аньес страдает от постоянных капризов «генерала». Она подвергается нападению с его стороны и вынуждена защищаться. Он наносит ему удар по голове подсвечником и, полностью уверенная в том, что убила негодяя, бежит из города. Ей помогает цыганка и офицер. Себастиан соглашается стать послом во Франции и отправляется в путь.
Глава 3
Испанский посол нанимает убийцу – простолюдина чтобы устранить угрозу со стороны Изабеллы. Однако нападение на ее особняк оборачивается фарсом. Письма, которыми был шантажирован посол, оказались подделкой. Генерал испанской армии узнает о том, что французская принцесса должна проехать этими землями. Но на тот момент у него уже возникли и другие задачи – испанцы захватили небольшой городок на границе. Теперь Франция должна отстоять свое! Посланец регента помещен под стражу, а армия выдвинулась скорым маршем к месту последней схватки с испанцами. Тем временем сестра Аньес проявляла чудеса мужества и добродетели. Оккупанты же заняли госпиталь, потеснив французских раненных. Первое знакомство Аньес с «генералом» Фердинандом прошло под знаком непримиримого сопротивления. Граф Себастиан граф Честер-Хэрдли, лорд де Бриссак всеми силами сопротивляется назначению послом в ненавистную Францию – страну укравшую его любовь и разбившую мечты о семейном счастье. Королева требует его к себе.
Глава 2
Изабелла посещает Французский двор и составляет первое впечатление о регенте и его супруге (жизнь налаживается – пока Испания и Франция – враги принцессе при дворе рады, а Изабелла не применит воспользоваться этим преимуществом). Король Фердинанд встречает на своем пути цыганку и та предсказывает ему победу и встречу с судьбой. Англия все готовит шпионов.
Глава 1
Изабелла Испанская – опальная принцесса прибывает в Париж. Заручившись «поддержкой» испанского посла, она обосновывается в особняке. За все платит сам посол. Страх разоблачения заставляет его подчиняться принцессе, но этот же страх и толкает его на другой опасный поступок...Тем временем французская принцесса Антуанетта Фландрийская путешествует по собственной земле – Фландрии, рассматриваемой как ее приданное. За эту территорию борются Испания и Франция. Королевский кортеж подвергается нападению Испанского авангарда, однако Аннет удается спастись в стенах женского монастыря. Принцесса Антуанетта на время исчезает, а на сцене появляется добродетельная и смелая сестра Аньес. Англия готовит своих соглядатаев чтобы отослать во Францию.
Отправлено: 14.01.08 23:41. Заголовок: Оружие ХVI века
Усиление эксплуатации крестьян в конце XV века вело к расширению стихийных крестьянских восстаний, превращавшихся в настоящие войны. Восстание крестьян в Германии в 1525 году вылилось в широкое народное движение, направленное против феодального строя.
В то время, как армии господствующего класса были вооружены по последнему слову военной техники, крестьяне — самый многочисленный и основной эксплуатируемый феодалами класс — во время восстания были вооружены крайне примитивно. Но, несмотря на это, они наносили серьезные поражения армиям угнетателей.
Рисунок 1. Крестьянское оружие XVI века. Боевой бич, моргенштерн, боевой цеп, коса.
На рисунке 1 изображены некоторые образцы оружия крестьян, относящиеся к XVI веку. На протяжении средних веков они оставались почти без изменений: это были обычные орудия труда (топоры, косы, вилы), иногда несколько видоизмененные (боевые цепы, косы, бичи). Крестьяне использовали также взятое в сражении оружие противника: пики, алебарды, мечи и прочее. Некоторые виды крестьянского оружия, например моргенштерн, были настолько эффективны, что послужили образцом для вооружения профессионального войска. Название моргенштерн (утренняя звезда) произошло от распространённого обычая крестьян вступать в бой на утренней заре. Моргенштерн, находящийся на стойке, является оружием наемных войск. Интересно отметить, что уже в те времена крестьяне в борьбе со своими угнетателями использовали не только оружие, но и пропаганду.
Отправлено: 14.01.08 23:43. Заголовок: В первой четверти XV..
В первой четверти XVI века господствующим видом оружия еще оставалось холодное, процесс развития которого продолжался. Так как в пластинчатом доспехе рыцарь стал почти неуязвимым для рубящего удара меча, которым можно было лишь оглушить врага, особенно большое значение приобретает колющий удар. Меч стали суживать к острию, чтобы легче проникать в скважины между пластинами доспеха и наносить укол через кольчугу. Вместе с тем, с исчезновением больших щитов и с развитием новых, более ухищренных приемов владения холодным оружием появилась необходимость защитить руку от ударов неприятельского клинка. У крестовины рукояти меча стали делать защитные кольца, которые останавливали скользящее вдоль клинка оружие противника.
Копье оставалось основным оружием рыцаря. Оно значительно отличалось от пехотной пики; длина его доходила до пяти метров, в нижней части оно имело утолщение с вырезом для охвата кистью руки, которая была защищена небольшим щитком, надетым на древко.
Рисунок 2. Доспех для рыцаря и коня. Вторая половина XVI века.
Отправлено: 14.01.08 23:46. Заголовок: В начале XVI века на..
В начале XVI века на смену готическому пришел новый вид доспеха — так называемый максимилиановский. Разделанная желобками поверхность обеспечила ему большую прочность. Благодаря правильному расположению желобков скользящее по ним оружие противника отводилось в сторону от уязвимых мест. К доспеху была добавлена новая часть — «ожерелье», одевавшееся на шею и плечи и служившее опорой для всех других частей, так как непосредственно к нему прикреплялись наспинник, нагрудник и прикрытия рук. Основная тяжесть лежала, таким образом, на плечах, что облегчало ношение доспеха. Нагрудник стали делать выпуклым, а верхнюю часть его горизонтально обрезанной и окантованной толстым жгутом, который должен был задержать скользящее вверх по желобкам оружие противника. Острые и длинные носки ступни доспеха заменили тупыми и широкими, получившими название «медвежьих лап». Такой носок прочнее держался в стремени. Салад заменили закрытым шлемом, состоявшим из трех основных частей: сферической тульи с гребнем, откидного забрала и подбородника с шейным прикрытием. Он закрывал всю голову, предохраняя ее от удара. Прорези и отверстия в забрале и в налобной части обеспечивали доступ воздуха и достаточную обозримость. Такой, более усовершенствованный доспех просуществовал с небольшими изменениями до конца XVI столетия.
Рисунок 3. Бургиньот. Италия. Неизвестный мастер. XVI век.
Отправлено: 14.01.08 23:48. Заголовок: В первой четверти эт..
В первой четверти этого века на вооружение рыцаря вошел и другой тип шлема — бургундский. Он не имел шейного прикрытия. Нижний край, выкованный желобком, обхватывал полукруглый жгутик «ожерелья», вследствие чего можно было поворачивать голову, не нарушая плотного соединения с ожерельем. В отличие от закрытого шлема, а тем более салада бургундский шлем не мог быть сбит с головы копьем или мечом.
Рисунок 4. Полудоспех. Германия, Аугсбург. Мастер Антон Пеффенгаузер. Конец XVI века.
К доспеху этого времени часто на плечи прикреплялись «гребни» для защиты шеи от боковых ударов. Кроме того, они не давали возможности схватить всадника за шею и стащить с коня. Шлем в виде птичьей головы с длинным клювом должен был лучше предохранять от укола и устрашающе воздействовать на противника.
Отправлено: 14.01.08 23:51. Заголовок: Во второй четверти X..
Во второй четверти XVI века значительно усовершенствованное огнестрельное оружие начало оказывать заметное воздействие на все другие виды вооружения. Чтобы заставить пулю рикошетировать, нагрудник стали делать с ребром посредине. С этой же целью желобчатую поверхность доспеха заменили гладкой. Вместо деревянных щитов на вооружение вошли железные. Качество щита, как и нагрудника, определяли пробным выстрелом из арбалета на расстоянии ста шагов. Щиты круглой формы назывались рондашами. Они применялись как конницей, так и пехотой. Тяжесть этих щитов не давала возможности широкого их распространения. Рыцари, например, вместо щита применяли дополнительные пластины, которые укрепляли на боевых на турнирных доспехах. С развитием искусства фехтования появляются щиты с наклепанными полосами или жгутами, которые были предназначены для задержки или даже поломки застрявшего в них клинка противника. Той же цели служили и многочисленные отверстия. Щиты были самых различных размеров и форм. В первой половине XVI века они были основным оборонительным вооружением в пешем бою; в левой руке держали щит, в правой — шпагу. В середине XVI века нередко во время поединка щит, как пассивное средство обороны, стали заменять дагой (укороченной шпагой) и кинжалом для левой руки, позволявшими более активно вести защиту и нападение. Их форма была разнообразной; среди них существовали кинжалы, клинки которых при нажатии на пружину разделялись на три части. Попав между ними, шпага противника могла быть задержана или даже поломана. Крестовину эфеса делали дугообразной, а концы ее отогнутыми вперед. Шпага противника могла застрять между дугообразной крестовиной и пятой клинка. Многочисленные скважины в клинках преследовали ту же цель. Кинжалы употреблялись в XVI веке как конницей, так и пехотой. Однако ландскнехты продолжали пользоваться массивными кинжалами в железных ножнах, вошедшими на их вооружение еще в XV веке. Оружием горожан являлся стилет — маленький кинжал с узким, шилообразным трех- или четырехгранным клинком; его прятали в сапогах, рукав или под курткой. Стилеты (фузетто), снабженные шкалой для измерения калибров, применялись артиллеристами. Кинжал носили в ножнах, заткнутых за поясной ремень, причем обыкновенный кинжал находился с левой стороны около живота, дага и «кинжал для левой руки» — с правой.
Ударное рукопашное оружие — пернаты (булава) и боевые молоты (чекан) — применялось конницей и пехотой для раздробления пластинчатого доспеха. Во второй половине XVI века, с развитием ручного огнестрельного оружия и с постепенным исчезновением пластинчатого доспеха, ударное оружие утратило боевой характер и некоторые его виды стали служить знаками и символами власти.
Усовершенствование арбалета в XVI веке шло по пути увеличения его дальнобойности и пробивной силы: деревянный лук был заменен стальным, а механизм для натягивания тетивы — «козья нога» — немецким коловоротом, где крюк для захвата тетивы приводился в действие шестерней с рукояткой. Самым мощным был арбалет с английским воротом. Натягивание тетивы происходило посредством системы блоков, приводимых в движение двумя боковыми рукоятками; стрела пробивала пластинчатый доспех на расстоянии 120 метров. Смена поврежденной тетивы у а балета со стальной полоской была крайне сложным делом; для этой цели армией следовали специальные станки, которые сгибали толстую стальную полосу. Однако и у этого вида оружия был ряд недостатков: длительное процесса натягивания тетивы, трудность её смены, дороговизна стального лука и хрупкость его в морозную погоду. И все же арбалет просуществовал как боевое оружие до XVII века. До второй половины XVI века его применяли и для испытания доспехов, а затем заменили мушкетом. Во время похода арбалет носили на плече или на спине (более легкие — охотничьи спортивные — у пояса).
Рисунок 6. Арбалет с немецким коловоротом. XVI век.
Отправлено: 14.01.08 23:55. Заголовок: Пика и алебарда в пе..
Пика и алебарда в первой половине XVI века продолжали оставаться основным видом вооружения наемных войск. Остальные виды древкового оружия играли второстепенную роль. Особый интерес представляет глефа, которая помимо копья и крюка имела серп; им подрезывал поджилки у коней, чтобы вывести рыцаря из строя. Для этой цели существовал и так называемый расседлыватель, которым захватывали всадник за шею и стаскивали с коня. Пружины, находящиеся на концах расседлывателя, не давали возможности всаднику освободить шею.
Отправлено: 14.01.08 23:56. Заголовок: В XVI веке двуручные..
В XVI веке двуручные мечи были несколько усовершенствованы. Для защиты руки от неприятельского удара рукоять, подобно рыцарскому мечу, стала снабжаться предохранительными кольцами, а на клинке возле рукояти появились два отрога. В употребление вошли волнообразные клинки—фламберга (пламенеющие), увеличивавшие режущие свойства и уменьшавшие скольжение при ударе по твердым предметам, а также искривленные клинки — более удобные для рубящего удара.
Обыкновенные мечи наемных солдат отличались от рыцарских меньшим размером клинка.
Отправлено: 14.01.08 23:57. Заголовок: В XVI веке усовершен..
В XVI веке усовершенствование ручного огнестрельного оружия — аркебузы идет по линии увеличения пробивной силы и дальнобойности; изобретается замок, позволяющий автоматически производить выстрел.
Фитильные замки были простые и ударные. В основе простого замка лежал двуплечный рычаг, передний конец которого служил фитильным курком, задний — спуском; при нажатии на спуск курок с зажженным фитилем опускался на полку и воспламенял затравочный порох. В отличие от простого фитильный ударный замок имел уже взвод, то есть упор, удерживавший курок от произвольного спуска, и боевую пружину, под действием которой курок опускался на полку. Для предохранения пороха от сырости и ветра затравочную полку покрывали крышкой. Калибр аркебузы был -12—15 миллиметров, пуля весила около 25 граммов, дальность поражения — 125 метров. Заряжалась она, как и прежде, с дула. Устройство обоих типов замков было простым, они стоили дешево и легко чинились. Фитильные замки продержались в войсках до конца XVII века, пока не были вытеснены более совершенными.
Усовершенствование аркебузы привело к появлению в конце первой четверти XVI века в Испании крупнокалиберного (до 22-х миллиметров) длинноствольного оружия — мушкета. Он обладал большей пробивной силой и дальнобойностью. Свинцовая пуля весила около 50 граммов и пробивала доспех на расстоянии до 200 метров, а действенный огонь можно было вести до 250 метров. Вследствие тяжести мушкета (6—8 килограммов) стрельба из него производилась с вилкообразной подставки — сошки. Мушкеты с фитильным замком вскоре вошли на вооружение пехоты. Но аркебуза не сразу уступила место мушкету, и долгое время существовала наряду с ним.
Одновременно с фитильным замком в первой четверти XVI века появились искровые замки: кремневые колесные и кремневые ударные. Воспламенение затравочного пороха в колесном замке происходило от искр, получавшихся при трении кремня о вращающееся зазубренное колесо. Колесо приводилось в движение боевой пружиной, которую заводили предварительно ключом. Колесный замок имел большие преимущества перед фитильным: работал в сырую погоду и более безотказно действовал. Однако вследствие большой дороговизны, быстрого засорения механизма пороховой копотью и сложности чистки и починки он применялся преимущественно в аркебузах легкой конницы, в кавалерийских пистолетах и охотничьих ружьях. Иногда изготовлялись ружья одновременно с двумя замками — фитильным и колесным. Необходимо отметить, что уже в первой половине XVI века были изобретены нарезные стволы.
Неотъемлемой принадлежностью аркебузера и мушкетера являлись пороховницы и натруски. В пороховнице хранился зернистый порох, в натруске — пороховая мякоть (то есть порошкообразный порох), которым заполнялась затравочная полка. Пороховницы носились на крюке у пояса, иногда на шнурке через плечо.
Появление огня, как нового фактора в бою, и свойства огнестрельного оружия потребовали новых тактических форм. Глубокая колонна — боевой порядок пехоты, вооруженной холодным оружием,— была более уязвимой для действия вражеского огня мушкетов и артиллерии и в то же время не позволяла своим мушкетерам эффективно использовать силу нового оружия. Поэтому в первой половине XVI века происходит сокращение глубины боевого порядка и вытягивание его по фронту. Во второй половине XVI века были выработаны три формы боевого порядка, представлявших собой переходный этап от глубоких колонн к линейному построению, из которых нидерландский, оформившийся в период нидерландской буржуазной революции (1566—1609), оказался наиболее совершенным.
В процессе своего дальнейшего развития и совершенствования ручное огнестрельное оружие вошло также на вооружение наемной кавалерии — рейтаров. Для всадника необходимо было небольшое и легкое огнестрельное оружие, позволявшее произвести выстрел одной рукой. Сперва возникло укороченное ружье — карабин, а со второй четверти XVI века начало распространяться еще более легкое огнестрельное оружие — пистолет с колесным замком. Пистолеты находились в специальных кобурах-ольстрах, висевших по обеим сторонам передней луки седла. Появление огнестрельного оружия в коннице заставило и ее перейти к новому боевому порядку. В третьей четверти XVI века стали изготовлять двуствольные пистолеты (стволы были расположены один над другим). В это же время появились и первые револьверы с шестизарядным барабаном, вращаемым рукой после каждого выстрела. Воспламенение заряда производилось при помощи кремневого замка нидерландского типа, вошедшего в употребление со второй четверти XVI века.
В XVI веке была сделана попытка соединить огнестрельное оружие с холодным и оборонительным. Чаще всего дубинки, топоры, боевые молоты, кинжалы, шпаги, копья и даже щиты соединяли с пистолетом. Однако оружие такого рода не нашло широкого применения, так как практически было неудобным и малопригодным для боя. Наибольшее распространение из них получил топор-пистолет.
Развитие ручного огнестрельного оружия привело к появлению новых форм боевых наголовий. Мушкетеры с середины XVI века употребляли морион. Он представлял собой каску, тулья которой снабженная высоким гребнем, была несколько сплюснута с боков, а низкие поля спереди и сзади загнуты кверху; уши иногда закрывались короткими наушами. Надвинутый на лицо до переносицы, он давал возможность смотреть вверх и хорошо прицеливаться, так как глаза, щеки и скулы были открыты. Морион, как боевое наголовье пехоты, продержался до середины XVII века, но значительно дольше носился в качестве парадной каски придворной стражей и телохранителями. Другой разновидностью каски, употреблявшейся пехотой до конца XVII века, являлся кабассет, форма которого напоминала модную в то время шляпу с горизонтальными узкими полями и шпорой на тулье. Широкое распространение в XVI веке получил также бургиньот — облегченный шлем, принятый сперва пехотой, а затем и конницей. Он имел тулью с высоким гребнем, доходившим до 12 сантиметров высоты, короткий «затылок», козырек, науши с нащечниками, закрывавшими половину щеки (открытый бургиньот) или же всю нижнюю часть лица, застегиваясь у подбородка (закрытый бургиньот). В то же время на вооружении конницы продолжали оставаться закрытый шлем с горловым прикрытием и бургундский шлем.
Возрастающее значение пехоты, вооруженной ручным огнестрельным оружием, привело к постепенному исчезновению доспеха. Первым выходит из употребления конский доспех. Возникший в первой половине XV века, он прикрывал всего коня за исключением ног. Основными частями конского доспеха были: наголовник, нахребетник, соединенный с прикрытием горла, нагрудник, боковые прикрытия и накрупник. С середины и до конца XVI века в бою употреблялся лишь один наголовник, называемый налобником, и полуналобник; остальные части были заменены чепраком. Полный конский доспех сохранился для парада и воинских упражнений. Доспех для воина продолжал существовать до середины XVII века.
В первой половине XVI века стали применяться и полудоспехи (доспехи лишенные полных прикрытий рук и ног). Они впервые появились у пеших наемников, которые, собирая на поле боя трофейное рыцарское вооружение, приспосабливали его для себя. Естественно, что в первую очередь пехота отбросила железные прикрытия ног, затруднявшие движение. В середине XVI века облегченный полудоспех получили и рейтары. Закрытый шлем рыцарского доспеха сменился открытым бургиньотом, «ожерелье» удлинилось, стал более легким нагрудник, руки частично освободились от прикрытий, чтобы удобнее было стрелять из пистолета, наголенники и поножи были заменены кожаными сапогами.
Несколько изменился и рыцарский полный доспех. Для большего рикошетирования пули ребро в средней части нагрудника заменили выпуклым острым выступом, который к концу XVI века опустили до нижнего края груди. Поножи стали делать соответственно форме ступни; «медвежьи лапы» исчезли. Во второй половине XVI века одним из видов доспеха являлся доспех «венгерская грудь», или «рак», впервые возникший в Венгрии. Название он получил по сходству с шейкой рака, так как был составлен из узких горизонтальных пластин, скрепленных ремнями на заклепках.
Из турнирных доспехов в XVI веке наиболее широкое распространение получили доспехи для состязаний на копьях. Так как удар копьем был обычно направлен в левую часть шлема и нагрудника, эти части были усилены дополнительными пластинами. Искусство владеть оружием и привычка к ношению тяжелых доспехов вырабатывались у рыцаря начиная с детских лет.
Отправлено: 15.01.08 00:00. Заголовок: В связи с увеличение..
В связи с увеличением числа стрелков в пехоте оружие на древках с середины XVI века стало терять свое боевое значение и превращаться декоративно-парадное. Оно покрывалось разнообразным орнаментом и предназначалось для почетной стражи и придворных телохранителей. Были несколько видов древкового оружия, менее распространенных, чем пика и алебарда. Люцернские молоты состояли из топора, на обухе которого находились четыре острых шипа; фошар представлял собой подобие большого ножа с шипом или крюком на тупье; рунка — также большой нож, но без шипа на тупье и т. д.
В XVI веке происходят дальнейшие изменения в клинковом оружии: рубяще-колющий меч превращается в колющую шпагу с длинным, узким, легким клинком и рукоятью, имеющей различные защитные приспособления. Схватка на шпагах происходила с меньшей затратой силы, но зато требовала большей ловкости во владении оружием. Шпага была значительно легче меча; изготовление ее стоило дешевле. Постепенно она стала входить на вооружение рыцаря, пеших наемников и рейтаров. Некоторые шпаги имели еще переходную форму: эфес был уже шпажным, а клинок, как у меча. К такому роду принадлежала рыцарская шпага середины XVI века. Большое распространение получила шпага с глухой или прорезной чашей для защиты кисти руки. Клинок ее был либо широким и плоским с двумя лезвиями, служивший для рубки и укола, либо узким, многогранным — для колющего удара (рапира). С развитием фехтования рапира получает широкое распространение. Помимо прямых клинков на вооружение армии принимаются и кривые клинки, более действенные для нанесения рубящего удара.
В конце XVI века эфесы шпаг получили законченную форму. Кисть руки была защищена от вражеского клинка сложной и различной системой дуг, дужек, колец и полуколец. Особенно широко распространен был так называемый корзинчатый эфес, состоявший из нескольких полуколец, расположенных одно над другим. В XVI веке встречаются шпаги с выдвижным клинком, который можно было удлинять по желанию. Ножны для шпаг были легкие кожаные, часто без всякой
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет